Владимир Маяковский — Приказ по армии искусства

Канителят стариков бригады
канитель одну и ту ж.
Товарищи!
На баррикады!-
баррикады сердец и душ.
Только тот коммунист истый,
кто мосты к отступлению сжег.
Довольно шагать, футуристы,
В будущее прыжок!
Паровоз построить мало —
накрутил колес и утек.
Если песнь не громит вокзала,
то к чему переменный ток?
Громоздите за звуком звук вы
и вперед,
поя и свища.
Есть еще хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща.
Это мало — построить парами,
распушить по штанине канты.
Все совдепы не сдвинут армий,
если марш не дадут музыканты.
На улицу тащите рояли,
барабан из окна багром!
Барабан,
рояль раскроя ли,
но чтоб грохот был,
чтоб гром.
Это что — корпеть на заводах,
перемазать рожу в копоть
и на роскошь чужую
в отдых
осоловелыми глазками хлопать.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры.
Книгой времен
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

Анализ стихотворения «Приказ по армии искусства» Маяковского

Стихотворение «Приказ по армии искусства» Владимира Маяковского впервые было опубликовано в газете со столь же говорящим названием «Искусство коммуны».

Стихотворение написано в конце 1918 года. Молодой футурист активно вмешивается в культурную и идеологическую жизнь ленинской эры. Он без ложной скромности берет на себя роль реформатора не только поэзии, но и музыки, театра, кино. Поэт убежден: если преображение мира начинает революция, то завершает его именно искусство. Создать нового человека – задача не столько производственная, сколько творческая. Искусство больше не элитарно – оно выплескивается на улицы. К нему больше не нужно тянуться, напротив, оно идет к людям и говорит с ним на понятном языке. Вызов – уже в нарочито деловом и идеологическом названии стиха. Поэт и сам не чурался выпуска революционных декретов, скажем, о демократизации все того же искусства. Как полководец, он вместе с футуризмом приступом берет умы и сердца людей. По жанру – приказ, призыв. Графически и ритмически текст расположен почти узнаваемой лесенкой. Открывает стих довольно надменный кивок автора в сторону канительных стариков, чьи руки не способны лупить в барабан, а ноги – не выдерживают «прыжка в будущее». Коммунист – человек устремленный только вперед, он «мосты к отступлению сжег». «Громоздите за звуком звук»: массовое искусство, воодушевляющее на прорыв, созидание, преодоление слабости человеческой природы. Даже технический прогресс нуждается в очистке от проклятого прошлого. Ведь цели его были самые буржуазные, мещанские. «Довольно грошовых истин»: светлое будущее в историю золотыми буквами впишут именно художники, поэты, музыканты. Множество головоломных рифм, даже хулигански выданный за рифмы набор букв, диссонирующая игра слов, эпитеты (роскошь чужую, книгой тысячелистой). Град восклицаний и вопросов. Интонация самая безапелляционная. Поэт и старой лексике пытается сломать хребет. Есть в стихе и новояз, и прозаизмы. Пока мир не вышел на следующий виток развития – «на улицу тащите рояли». Сгодится все, пока бравые футуристы не предложат действительно новое искусство для народа. Метафоры (площади – наши палитры, баррикады сердец), уничижительное уменьшительное словечко (осовелыми глазками). Прием противопоставления, параллелизм, воззвания, образ города, страны.

Стихи «Приказ по армии искусства» В. Маяковского – наступление единым фронтом на старую жизнь, борьба с инерцией мышления, страхом и трусостью.

Оцените статью
Добавить комментарий