Владимир Маяковский — К ответу

Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжи́лся Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут та́м ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боев —
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост
ты,
отдающий жизнь свою́ им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?

Анализ стихотворения «К ответу» Маяковского

Лирика Владимира Владимировича Маяковского пореволюционного периода часто выступает как инструмент воспитания масс, пропаганда. Активно включившись в политическую жизнь того времени, поэт участвует в создании «нового искусства».

Стихотворение написано в августе 1917 года. Его автору 24 года и он решительно приветствует революцию. В сентябре он уже выступает с докладом «Большевики искусства». По жанру — агитационный стих, по размеру — авторский амфибрахий. Лирический герой — сам поэт в роли трибуна.

Разговаривает с толпой на ее языке, грубо, плакатно, он упрощает вплоть до карикатуры мировую политическую и общественную жизнь начала века. Однако этот номер спустя лет 10 уже не пройдет: его начнут обвинять в поклепе на советскую действительность. «Ты, отдающий жизнь свою им»: здесь В. Маяковский обращается к народу, солдату Первой Мировой. Пора бросить в лицо «им» веское: за что воюем? Прогнивший царский «режим», прогнившее русское общество не стоит ломаного гроша, по мысли молодого поэта. Его заботят «поломанные ребра» целого мира. «Албания, Босфор, Месопотамия» звучат как названия мифических мест, за которые уж точно не стоит умирать. Повторы рубленых фраз крепко оседают в мозгах: только для того, чтоб кто-то! Тавтология усиливает этот прием: гремит, рабом, удар. Поэт вопрошает: за что? Во имя чего? Впрочем, в 1915 году у него самого был порыв отправиться на войну, но когда его мобилизовали, В. Маяковский сумел найти возможность сперва заниматься чертежами, а потом поиском жилья для различных военных частей. Так что «его война» проходила в достаточно комфортных условиях.

Антивоенная риторика близка и любому сегодняшнему читателю. Когда же она сама смешивается с политикой, отношение к ней становится более взвешенным. Поэт восклицает: кто над небом боев? И сам же отвечает: не свобода, не Бог, а деньги. Аллегория войны — скрипящий и грубый сапог военного. Он пишет о земле как о живом существе, она дрожит, нагая и голодная, ее душу вынимают и топчут. Эпитеты: кровавой баней, человечьих свор. Ареной войны поэт делает весь мир, все человечество. Он в ужасе требует остановить «мировую бойню», требует «к ответу» ее зачинщиков и сторонников. Он не хочет дожидаться суда истории — суд должен состояться немедленно.

Стихотворение «К ответу» В. Маяковского — протест поэта против затянувшейся Первой Мировой войны. В нем также четко слышится призыв к народу о неповиновении властям.

Оцените статью
Добавить комментарий