Михаил Лермонтов — Любовь мертвеца

Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.

Без страха в час последней муки
Покинув свет,
Отрады ждал я от разлуки —
Разлуки нет.
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.

Что мне сиянье божьей власти
И рай святой?
Я перенес земные страсти
Туда с собой.
Ласкаю я мечту родную
Везде одну;
Желаю, плачу и ревную
Как в старину.

Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.
Случится ль, шепчешь, засыпая,
Ты о другом,
Твои слова текут, пылая,
По мне огнем.

Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу святыней слова
Обручена;
Увы, твой страх, твои моленья —
К чему оне?
Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне!

Анализ стихотворения «Любовь мертвеца» Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался фантастическими сюжетами в литературе. Одним из примеров лирики подобного рода стало стихотворение «Любовь мертвеца».

Стихотворение написано в 1841 году, его автору исполнилось 27 лет, и это последний год жизни поэта. Опубликовано оно было уже после его смерти. Эти стихи навеяны «Влюбленным мертвецом» А. Карра, которого он мог прочесть в альбоме одной своей знакомой. От чужого произведения осталась только канва, романтический дух и лирическая трактовка образов были переосмыслены в более жестком и мрачном ключе. По жанру — любовная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмой, 5 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — беспокойный покойник. Собственно, столь же сильный оксюморон содержится и в самом названии стихотворения. Интонация почти агрессивная, напористая. Мертвец сентиментально зовет девушку «другом», себя «жильцом могил», однако уверяет, что это ничего не меняет: всегда, везде с тобою душа моя. Безусловно, этот человек находится в аду. Собственно, поэтому он «не забыл» земные страсти. Не сумев их побороть на земле, он унес их с собой в могилу. «Без страха в час последней муки» и ожидание «отрады от разлуки» свидетельствуют, что с его историей любви было не все гладко. Возможно, она была безответной. Или же девушка со временем отдалилась от него. Эти же строки наводят на мысль, что он мог покончить с собой. Впрочем, в заключительной строфе мертвец утверждает, что девушка дала ему слово.

В любом случае, перенести свои страсти «в рай святой» попросту невозможно: в рай не входит ничего нечистого. Дерзкое заявление «что мне сиянье Божьей власти» — знак отверженности героя. Скорее всего, еще при жизни он отличался непомерной гордостью. С едва сдерживаемым бешенством следит он за жизнью своей избранницы. Похоже, что прошло достаточно времени со дня смерти этой гордой души. Девушка общается в кругу друзей, успела она и влюбиться. Однако она чувствует потустороннее присутствие рядом с собой, порой страх сжимает ей сердце, а являющийся во сне мертвец побуждает утром усиливать молитвы об упокоении этого несчастного человека. Заканчивается стихотворение прямой угрозой: мира и забвенья не надо мне!

Последний год жизни М. Лермонтова был очень насыщенным, множество планов собирался он осуществить, и первый из них — выход в отставку, издание собственного журнала. В марте он пишет «Любовь мертвеца», а в апреле едет в полк, откуда уже не вернется.

Оцените статью
Добавить комментарий