Федор Тютчев — Полдень

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Полдень» рисует читателю картину жаркого полдня, реки и неба, объятых дремотой. Природа, человек и даже боги будто отдыхают после утренней суеты.

История создания

Стихотворение было создано в конце 20-х годов 19 века. В 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник». Принято считать, что оно относится к мюнхенскому периоду творчества поэта, когда Ф. И. Тютчев находился под влиянием идей Шеллинга и Гейне.

Жанр, тема и идея

По жанру «Полдень» относится к пейзажной лирике. Тема этого стихотворения отразилась непосредственно в самом названии «Полдень» — изображение природы в полуденный час. Идея — передать ощущения лености и дремоты природы.

Для воплощения своей идеи автор вводит в произведение образы древнегреческих божеств. Пан — бог природы, долин и лугов, нимфы — природные божества. Древние греки верили, что в полдень природа погружается в покой.

Основной мотив и образы стихотворения

Главный образ в этом произведении — природа, объятая дремотой. Всё застыло в покое: и река, и облака, и даже божество природы.

Композиция

«Полдень» состоит из двух четверостиший, или строф. В первом четверостишии автор рассказывает о лениво катящейся реке и чистом небе, во втором — о дремоте, которая похожа на туман, и о великом Пане.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Такой ритмический строй очень лёгок для читательского восприятия.

Художественные средства

Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:

  • анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
  • олицетворение: «дышит полдень»;
  • глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
  • эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
  • сравнение: «как туман»;
  • аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
  • синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».

Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.

Оцените статью
Добавить комментарий