Федор Глинка — Москва

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Анализ стихотворения «Москва» Глинки

Федор Николаевич Глинка, офицер и общественный деятель, выйдя в отставку, пишет гимн русской истории и победам — стихотворение «Москва». Оно по праву занимает свое место в золотой фонде отечественной классической поэзии XIX века.

Стихотворение «Москва» написано в 1840 году. Его автору — 44 года, позади военные сражения, чиновничья служба, опала за поддержку восстания декабристов. Он сотрудничает с журналами «Москвитянин» и «Современник», пробует себя в жанре духовного стихотворения.

Произведение относится к жанру гражданской лирики (уместно назвать также оду и гимн), по размеру — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой. Лирический герой — сам поэт.

Лексика возвышенная, торжественная, много восклицаний и риторических вопросов, обращений к столице: город чудный, город древний, кто Царь-колокол подымет? Это матушка Москва!

Это произведение духом и ликующей интонацией перекликается со стихотворением 1831 года А. Пушкина «Бородинская годовщина». Оно афористично и легко запоминается. Автор подчеркивает значимость прописной буквой: Царь-пушку. Вообще, много сложных (двусоставных) слов, роднящих стихотворение с устным народным творчеством: Кремля-богатыря, Ивана-звонаря.

Эпитеты подобраны с любовью к городу и стране: чудный, древний, бедовой, белокаменная, бурнопламенная, полоненною, срединный, сердечный, коренной. Город одушевлен поэтом: ты не гнула, лежала, восстала. Метафора: исполинскою рукою. Затруднение могут вызвать, пожалуй, лишь два слова: хартия (свиток, важный документ) и «выи» (шея). Автор с почти фотографической точностью описывает панораму Москвы. Любуясь городом в годы его наивысшего расцвета, он вспоминает былые бедствия.

Он адресуется и к непокорным окраинам империи: пасынки России поклонятся. В 6 строфе вопросительный знак соседствует с восклицательным, чтобы подчеркнуть невозможность даже для гордеца не смириться: у святых в Кремле ворот?! Сравнение: как мученик. Ф. Глинка употребляет обе формы слова: город и град. Повторы: кто. Упоминаются семь холмов, на которых стоит великий город. Поэт желает процветания Москве и России.

Участник Отечественной войны 1812 года, поэт и общественный деятель Ф. Глинка создал в 1840 году хрестоматийное патриотическое стихотворение «Москва». Соединение пейзажной лирики и возвышенного настроя — ключ к его нестареющему очарованию.

Оцените статью
Добавить комментарий