Анна Ахматова — Музыка

Д.Д.Шостаковичу

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Анализ стихотворения «Музыка» Ахматовой

Музыкальное искусство привлекало Анну Андреевну Ахматову еще с юности. «Музыка» — пример зрелой лирики поэтессы, посвященный творчеству композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Стихотворение написано в 1958 году. Поэтессе исполнилось 69 лет. Она готовит к печати сборник «Стихотворения», болеет. Большое впечатление на нее произвела смерть М. Зощенко, травля, развернувшаяся против Б. Пастернака. В этот период ее сопровождает музыка А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Стравинского. Первое знакомство с творчеством Д. Шостаковича произошло, вероятно, еще в 1930-е годы. Его «Седьмая симфония» (Ленинградская) упомянута в «Поэме без героя». Высоко оценила она и «Одиннадцатую симфонию». Личных встреч также было немало, в 1958 году она подарила композитору свой сборник с лестной дарственной надписью. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Рифмы открытые, кроме одной. Интонация сдержанная, чуть отстраненная. Это произведение по настрою чем-то неуловимо напоминает стихи А. Тарковского, хорошего друга поэтессы.

Лирическая героиня – сама автор. «Что-то чудотворное»: эпитет из церковного мира, подчеркивающий преображающую силу музыки. «Края гранятся»: метафора, высвечивающая свет, блики, и даже острые грани звучащей музыки. «Подойти боятся»: атмосфера недоверия никуда не делась. По-прежнему откровенность опасна. Звуки музыки же обращаются прямо к сердцу. В этой беседы нет недопонимания, споров, обид. «Последний друг»: поэтесса вспоминает об обстановке, сопровождающей ее, по сути, с 1921 года. Расстрел Н. Гумилева, бесконечные цензурные правки, запрет на творчество, преследования сына, угроза ареста, предательство близкого круга лиц. Эти обстоятельства она называет «могилой». Впрочем, этот образ можно трактовать и впрямую: после смерти, когда разойдутся даже самые преданные и горюющие по домам, музыка останется с ней и будет незримо звучать. «Гроза иль цветы»: искусство сравнивается с природой, стихиями. Сравнения: словно гроза, будто цветы. Олицетворение: она говорит, цветы заговорили, пела гроза. Действие музыки, по А. Ахматовой, волшебство, которое предсказать невозможно. Эпитеты красноречивые: первая, последний. Анафора: когда. Первая строфа состоит из глагольных рифм.

А. Ахматова посвящала музыке Д. Шостаковича стихи. Сам он, уже после смерти поэтессы, создал вокальную пьесу «Анне Ахматовой».

Оцените статью
Добавить комментарий