Александр Пушкин — Красавица

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Анализ стихотворения «Красавица» Пушкина

Созданию многих произведений А. С. Пушкин часто посвящал большое количество времени. Его рукописи испещрены зачеркнутыми фразами, исправлениями, рисунками, набросанными в минуты тяжелого раздумья. Вместе с тем поэт обладал большим талантом к импровизации. В первой половине XIX в каждая светская женщина имела свой альбом, в который желающие могли что-нибудь написать. Пушкин часто вписывал в такие альбомы небольшие стихотворения, созданные в момент внезапно нахлынувшего вдохновения. Сам поэт несерьезно относился к подобным мимолетным наброскам. Однако даже в этих «шалостях» чувствуется рука гения. Одним из таких стихотворения является «Красавица» (1832 г.), вписанное в альбом Е. М. Завадовской.

Произведение было опубликовано при жизни Пушкина, но современники не догадывались, кому оно адресовано. Поэт был женат, Завадовская также состояла в браке. Чтобы не допустить неизбежных сплетен и пересудов, Пушкин не открыл своей тайны.

Надо заметить, что стихотворение не содержит ничего предосудительного. Автор просто восхищается непревзойденной красотой женщины и даже не намекает о возможном любовном чувстве. Женитьба, естественно, наложила оковы на любовные похождения великого поэта, но она не могла помешать ему восторженно относиться к красивым женщинам.

В первой части стихотворения Пушкин благоговейно описывает образ красавицы. Он не упоминает детали физической внешности или характера. Красота показана через впечатление, которое вызывает женщина у окружающих, а также через сравнение с соперницами («красавиц… бледный круг в ее сиянье исчезает»).

Во второй части автор обращается к образу мужчины. Он уверен, что никто не сможет устоять перед этой неземной красотой. Даже влюбленный человек, сердце которого занято другой, невольно остановится, пораженный «святыней красоты». Обращаясь к неизвестному собеседнику, Пушкин не обещает ему возникновение романа. Пораженному мужчине придется лишь в оцепенении стоять, «благоговея богомольно».

Такой целомудренный характер стихотворения, скорее всего, объясняется женитьбой поэта. Согласно свидетельствам современников, Пушкин обожал Н. Гончарову и действительно прекратил ветреную жизнь. Найдя, наконец, свой идеал, он стал относиться к другим женщинам как к произведениям искусства, но не более того.

Оцените статью
Добавить комментарий