Александр Блок — Балаганчик

Возможно, вы искали: одноименную пьесу Блока — Балаганчик.

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

Мальчик

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева…
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева…

Девочка

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская свита…
Королева — та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: «Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей — картонный шлем!
А в руке — деревянный меч!»

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик.

Анализ стихотворения «Балаганчик» Блока

Произведение «Балаганчик» Александра Александровича Блока – часть его авторского сборника «Нечаянная радость».

Стихотворение создано летом 1905 года. Поэту исполнилось 25 лет, он студент университета, женат на Л. Менделеевой, подруге детства. В июне 1905 года семью Блоков в Шахматове навестил А. Белый. Гость относился к жене поэта с преувеличенным вниманием, как к живому олицетворению Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Спустя несколько месяцев А. Блок создаст причудливую лирико-ироническую мистерию, в том числе, и об адептах культа Софии в лице его жены – пьесу «Балаганчик», переработку одноименного стихотворения. Вообще, обращение к теме балагана прослеживается уже в самых ранних стихах поэта. По жанру – буффонада, комедия дель арте, размер – тактовик с перекрестной, охватной, смежной рифмовкой, а также верлибром ближе к финалу. Действующие лица – дети и комические маски. Начинается произведение криком зазывалы под звуки шарманки: открыт для веселых детей! В интонации чувствуется подвох, издевка, сумасбродство. Уменьшительный суффикс в названии усыпляет бдительность, зрителям кажется, что они увидят безобидное представление в духе народного театра (европейского, кстати). «Веселых и славных»: то есть, только для жизнерадостных и послушных. Первая строфа изобилует инверсиями (звучит музыка, стекает сок).

Простодушные девочка и мальчик следят за сюжетом. Между тем, выступают совсем недетские персонажи: дамы и короли в окружении чертей. «Адская музыка» (эпитет) не оставляет шанса на счастливый конец. Более того, обретшие зримость демонические персонажи вообще не должны были появляться в этом представлении. Однако они здесь, и один из них ранит паяца. Последнему не помог ни бутафорский меч, ни картонный шлем. Притихшие дети обмениваются впечатлениями (диалог). Мальчик твердит «он спасется». Они принимают происходящее близко к сердцу, почти предчувствуя, что страшный мир театральных подмостков – отражение незнакомой им пока реальности. Мальчик надеется на избавление «мановением белой руки» самой королевы. Однако девочка видит в приближающихся огоньках «адскую свиту». Королева словно живет в другом мире, где всегда день, и толпа обожателей у ее ног. Паяц (собственно, он более известен как Пьеро) вдруг переваливается через рампу, крича детям почти в лицо: помогите! Ненастоящая кровь забрызгала его одежды, он сам себя успел перевязать. Кажется, он решил посмеяться над сочувствующими. Однако дети понимают, что черти близко, а значит, несчастный погиб. Зрители вокруг смеются. На таком драматическом моменте представление прекращается. Эпитеты: веселый, унылый. Цветопись: черный, белый. Лексические повторы, вопросы, парентеза (верно), междометие (ах).

В «Балаганчике» А. Блока нарочитая беспомощность, детскость формы стихотворения сочетается с устрашающим смыслом.

Оцените статью
Добавить комментарий