ПРОЕКТ "Государство Доброты"
1.1 Название проекта
Государство Доброты
1.2 Обоснование необходимости проекта
Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, привели к серьёзным изменениям в общественных институтах воспитания. После периода идеологического единства, Россия вступила в период создания правового государства и гражданского общества, возрождения общечеловеческих и национальных идеалов и ценностей. Атмосфера перемен повлияла и на социальную организацию жизнедеятельности подростков. В 90-е годы параллельно с ломкой и обновлением традиционного для советского общества пионерского движения возникает множество различных детских объединений, происходит их организационное, смысловое самоопределение. В нашей школе была создана детская организация «ЭСТА». Но, создав организацию, школа столкнулась с множеством проблем. Дети не осознавали себя членами этой организации, часто даже не могли вспомнить ее название, по сути отсутствовало самоуправление. Я провела социологический опрос среди детей, дети отвечали на вопрос о том, чем занимается их детская организация. Одни утверждали, что следит за дисциплиной, другие говорили, что ее задача готовить внеклассные мероприятия, третьи вообще затруднялись с ответом. Зачем такая организация, которая никому не интересна? Объединить побуждаемую внутренними мотивами активность детей и содействовать реализации естественного стремления к самоорганизации и самореализации, помочь подросткам в определении социальной направленности своего коллектива- в этом сегодня главный смысл организованного детского движения. Дети стали глухи к вечным нравственным истинам. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Осмыслив это, я пришла к осознанию необходимости создания проекта новой детской организации, в основе деятельности которой будет лежать волонтерское движение.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание – это активная педагогика, где на первый план ставятся проблемы самореализации. Воспитывать – значит учить человека относиться к людям и делу по-человечески, по правде. Важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые дела и видеть в этом радость того, что твой труд принес пользу тебе, твоей семье, обществу.
1.3 Основные цели
-
Апробация новых форм детского самоуправления
-
Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
-
Создание воспитывающей среды посредством включения школьников в совместную общественную деятельность.
-
формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко-культурным наследием, воспитание и сохранение традиций.
Задачи проекта
-
обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;
-
учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;
-
формировать духовно-нравственные качества личности;
-
воспитывать патриотизм;
-
сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
-
возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
1.4 Основные целевые группы, на которые направлен проект
Гражданами Государства Доброты являются 80 обучающихся, 11 учителей и технический персонал школы. Государство состоит из 7 классов. Высшим органом Государства является общее собрание. Исполнительным органом является – Правительство, которое издает указы и постановления.
В рамках проекта предполагается сотрудничество со следующими структурами:
- районный Дом творчества;
- родительский комитет;
-школьная краеведческая комната;
- Администрация сельского совета;
-сельский Дом культуры;
- сельская библиотека;
Кадровое обеспечение программы
-
Заместители директоров школы по УВР;
-
школьный психолог;
-
классные руководители;
-
руководитель краеведческой комнаты;
-
педагоги дополнительного образования
1.5 Механизм и календарный план реализации проекта
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 2 года
1 этап. Сентябрь 2010г. Диагностический
-
исследование состояния детского самоуправления в школе;
-
подготовительная работа по созданию новой детской организации;
-
подготовка нормативно-правовой базы.
2 этап. Октябрь 2010г- март 2011г. Организационный
-
создание детской организации «Государство Доброты»;
-
создание волонтерского отряда «Добрята»
3 этап. Март 2011-май 2012г. Основной
-
осуществление детского самоуправления в школе;
-
помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, пожилым людям;
-
уход за воинским захоронением и памятником погибшим односельчанам.
4 этап. Май – июль 2012г. Обобщающий
-
Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта.
-
Презентация полученных результатов.
Механизм реализации проекта
Проект представляет собой интегрированный комплекс мероприятий с привлечением школы, семьи, общественности. Проект направлен на формирование гражданского сознания и духовно-нравственного воспитания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Организацию и руководство реализацией проекта осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель школьной краеведческой комнаты, классные руководители, родительский комитет. Срок реализации проекта – рассчитан на 2 года, осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы гражданско-патриотической направленности. В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине, до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества. В процессе создания и деятельности волонтерского отряда произойдет формирование активной жизненной позиции, умения взаимодействовать и включаться в проект. Один из самых эффективных способов формирования гражданско-патриотических качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений. Если объединить усилия всех поколений, то можно создать условия, способствующие культурно-нравственному формированию человека, поэтому в реализации проекта большая роль отводится деятельности волонтерского отряда, основным принципом деятельности которого является принцип добровольности.
Мероприятие |
Цель |
Планируемый результат |
Количество чел. |
Временной формат
|
Место проведения |
Анкетирование учащихся 5-9 классов |
Выяснить роль детской организации «ЭСТА» в учебно-воспитательном процессе школы |
Создание социального проекта «Государство Доброты» |
54 |
Сентябрь 2010г |
школа |
День самоуправления |
Создать структуру ученического самоуправления |
Рождение детской организации «Государство Доброты» |
96 |
5 октября 2010г |
школа |
Акция «Свет в окне» |
Оказание адресной помощи ветеранам, пожилым людям и инвалидам в уборке жилых помещений, благоустройстве приусадебных территорий. |
Создание волонтерского отряда «Добрята» |
34 |
Октябрь 2010г |
Дома и приусадебные территории пенсионеров |
Исследовательский проект «И стучится в наши души эта память о войне» |
Выяснить, какое влияние оказала Великая Отечественная война на судьбы учителей военной поры. |
Участие в областном конкурсе исследовательских работ «Моя земля, мои земляки» |
2 |
Октябрь-ноябрь 2010г |
школа |
Устный журнал «Приучай себя к добрым поступкам» |
Познакомить младших школьников с оценками обществом добрых поступков |
Выработка правил поведения: говорить “пожалуйста”; не перечить родителям; замечать в людях хорошее; не сквернословить; относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; не смеяться над товарищами из-за ошибки и т.д. |
28 |
Ноябрь 2010г |
школа |
Создание Книги добрых дел волонтерского отряда «Добрята» |
Популяризация волонтерского движения |
Книга добрых дел |
12 |
Декабрь 2010г |
школа |
Защита презентаций «Жизнь по законам доброты» |
Формировать стремление совершать добрые поступки |
Создание презентаций «Жизнь по законам красоты» |
96 |
Январь 2011г |
школа |
Экскурсия в краеведческую комнату «Поклонимся Великим тем годам» |
воспитывать любовь к Родине, патриотические качества у учащихся, прививать интерес к истории своей страны, воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. |
Знакомство с историей села в годы Великой Отечественной войны |
15 |
Февраль 2011г |
Краеведческая комната |
Вахта Памяти |
Увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн, воспитание у молодого поколения гражданственности патриотизма. |
Митинг, чествование односельчан, участников Великой Отечественной войны |
96 |
Май 2011-2012гг |
Школа, краеведческая комната, воинское захоронение, памятник погибшим односельчанам |
Встречи поколений |
осуществить преемственность поколений, сохранить лучшие традиции своей Малой Родины |
Заинтересовать детей историей своей семьи, составить хронику событий из жизни трех поколений |
96 |
Май 2011-2012гг |
краеведческая комната |
Конференция «Мой предок-защитник Отечества» |
показать роль защитника Родины, закрепить знания детей о формировании армии России, её становлении и развитии, воспитывать уважение к защитникам Отечества. |
Выпуск буклета «Мои односельчане – защитники Отечества» |
51 |
Февраль 2012г |
краеведческая комната |
Коллективно – творческие дела |
привлечение школьников к организованному досугу. |
Коллективное творческое дело позволяет глубоко осознать значимость знаменательной даты.Все увлечены, заняты конкретным делом. |
96 |
ежемесячно |
школа |
Проект «Наш труд тебе, наш край» |
воспитание у подрастающего поколения любви и бережного отношения к родному краю |
Проект «Наш труд тебе, наш край» |
51 |
Март-апрель 2012г |
школа |
Акция «Салют, Победа» |
развития интереса к изучению истории Российского государства на примерах из героического прошлого страны; гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения |
Рисунки, сочинения, стенгазета |
96 |
Май 2012г |
школа |
В рамках осуществления проекта планируется деятельность волонтерского отряда «Добрята»:
-
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений – октябрь 2010г
-
Издание приказа директора школы о создании волонтерского отряда – октябрь 2010г
-
Составление плана работы по реализации проекта. Правила деятельности волонтера- ноябрь 2010г
-
Разработка и принятие заповедей волонтеров школы – ноябрь 2010г
-
Разработка и принятие кодекса волонтера – ноябрь 2010г
-
Тренировочные занятия с членами школьной волонтерской команды – ежемесячно
-
Встреча с ветеранами Труда «Мир дому твоему» - январь 2011г
-
Выпуск буклета «Я - волонтер» - февраль-март 2011г
-
Создание карты «01» (места, где живут люди, нуждающиеся в помощи) – апрель-май 2011г
-
Наведение порядка у памятника погибшим односельчанам «Мы памяти этой верны» – систематически
-
Сбор средств на восстановление креста на воинском захоронении на территории сельского кладбища – октябрь 2010г
-
Восстановление креста и памятника на территории воинского захоронения – октябрь 2010г
-
Акция «Свет в окне» - октябрь 2010, октябрь 2011г
-
Оказание адресной помощи ветеранам, пожилым людям и инвалидам в уборке жилых помещений, благоустройстве приусадебных территорий - постоянно
-
Организация акций членами волонтерской команды в пришкольном летнем детском оздоровительном лагере – июнь-июль 2011г, 2012гг
-
Ведение книги добрых дел волонтерского отряда –постоянно
-
Создание фотоальбома «Добрята»
-
Подведение деятельности волонтерского отряда – июль 2012г
1.6 Результаты предполагаемых достижений в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В ближайшей перспективе:
-
создание и деятельность детской общественной организации «Государство Доброты»;
-
создание и деятельность волонтерского отряда «Добрята»;
-
создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия с ветеранами ВОВ и ветеранами Труда
-
выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников;
-
привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;
-
развитие и укрепление у детей чувства любви к Малой родине;
-
формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
В среднесрочной перспективе:
-
воспитание потребности бескорыстно оказывать помощь людям, нуждающимся в помощи;
-
воспитание культуры поведения по отношению к пожилым людям;
-
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за историю своей страны;
-
внедрение новых технологий в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей обучающихся школы.
-
-
1.7 Показатели эффективности деятельности по проекту
-
Качественным показателем станут результаты конкурса «Класс года», который проводится в рамках действующего проекта. Его итоги подводятся ежегодно 19 мая. Лучший класс будет занесен в летопись Государства Доброты и помещен на Доску Почета.
Конкурс включает в себя следующие параметры:
Добрые дела, за которые прибавляются баллы:
-
% успеваемости;
-
% качества;
-
Участие в олимпиадах, конкурсах;
-
Участие в спортивных соревнованиях;
-
Соблюдение правил поведения для учащихся;
-
Поддержание чистоты в школе и на ее территории;
-
Участие в благотворительных акциях;
-
Помощь малышам;
-
Помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам;
Дела, за которые снимаются баллы:
-
Нарушение здорового образа жизни;
-
Несоблюдение ПДД и правил пожарной безопасности;
-
Нецензурная лексика;
-
Нарушение дисциплины
-
Также на школьную Доску Почета будут помещены фотографии лучших членов волонтерского отряда «Добрята».
Лучшим количественным показателем станут слова благодарности людей, которым оказал помощь волонтерский отряд «Добрята».
-
1.8 Методы оценки эффективности проекта
-
· беседы с людьми, которым оказывалась помощь;
-
· обсуждение хода реализации проекта на производственных совещаниях педагогического коллектива;
-
· обсуждение эффективности проекта на форуме школьного сайта;
-
· участие в региональном конкурсе школьных музеев и других конкурсах гражданско-патриотической направленности;
-
· написание статьи в районную газету «Маяк» о деятельности волонтерского отряда «Добрята»;
-
· проведение диагностической работы в ходе осуществления проекта.
-
-
1.9 Оценка рисков
-
Возможные риски:
-
· недопонимание со стороны родителей;
-
· трудности установления взаимопонимания людей старшего поколения с подростками.
-
Меры, минимизирующие факторы риска:
-
индивидуальные беседы с родителями;
-
родительские собрания;
-
активизация деятельности родительского комитета;
-
постоянная работа с сельским советом ветеранов.
-
1.10 Дальнейшее развитие проекта
-
· обобщение опыта работу по проекту «Государство Доброты», выпуск брошюры;
-
· развитие ученического самоуправления;
-
· Вовлечение ребят в конкретную трудовую деятельность, связанную с формированием их гражданской позиции;
-
· Поделиться опытом работы с педагогами на районном семинаре.
-
· Основной эффект проекта в его возможности продления на перспективу, на встречу 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
-
-